Первая поликлиника – во всем первая!
«ЖУРНАЛ ЗДОРОВЬЯ», №3, 2014
Казалось бы, в равных по статусу лечебных учреждениях Приморья, финансируемых из одних и тех же источников, и различий по большому счету не должно быть. Однако отличия есть – и в ремонте, и в оснащенности, и в качестве обслуживания. А дело все в грамотном менеджменте, умении руководителя не только строить планы на будущее, но и активно претворять их в жизнь.
О том, как Владивостокской поликлинике №1 в условиях хронического недофинансирования удается приобретать современное оборудование и решать одну из самых болезненных проблем российского здравоохранения – нехватку кадров – в интервью с ее главным врачом Ольгой ПЕРОВОЙ.
ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЕМ САМИ
- Первое, что бросается в глаза, - это изменившийся внешний облик здания поликлиники. Типовая кирпичная «четырехэтажка», построенная почти полвека назад, сегодня выглядит прямо по-европейски: обшитый алюкобондом фасад, пластиковые окна и двери…
- И внутри тоже все выглядит по-европейски. Сейчас мы заканчиваем ремонт, начатый два года назад. Полностью отремонтированы и изменили свой дизайн как отдельные врачебные кабинеты, так и целые отделения. Впервые за десятки лет капитально отремонтировали подвалы и подсобные помещения, до которых, за неимением средств, раньше просто не доходили руки. Так что теперь у нас есть место и для архива, и для гардероба для сотрудников. Потратили на ремонт порядка 12 млн рублей. Причем заработали их сами. Поликлиника не вошла в краевую программу модернизации здравоохранения, поэтому и ремонт делаем, и оборудование приобретаем за счет собственных средств.
- А на чем зарабатываете?
- Зарабатываем оказанием платных услуг. Но это не означает, что выжимаем деньги из пациентов. Мы зарабатываем легально, на медицинских услугах, которые не входят в программу госгарантий. Для этого мы открыли отделение профосмотров и вывели его из общего здания. Сейчас туда обращаются почти со всего города, поскольку мы выдаем все заключения. Это основное подразделение, которое зарабатывает нам деньги.
Плюс стоматологические и акушерско-гинекологические услуги. Для районной поликлиники они не входят в объем медицинской помощи, которая предоставляется пациенту бесплатно, поэтому мы открыли платные кабинеты стоматолога и гинеколога. Дополнительные платные услуги оказывают физиотерапевтическое отделение и отделение восстановительного лечения. На эти услуги есть спрос, а у нас очень демократичные цены.
Все заработанное вкладываем в оснащение лечебного учреждения. В прошлом году приобрели автомобиль, а годом ранее купили санитарный транспорт в травмпункт. Приобретаем медицинское оборудование, в 2013 году на эти цели потратили 4 млн рублей. За счет заработанных средств решаем социальные вопросы: поздравляем сотрудников с юбилеем, Днем медицинского работника, оказываем материальную помощь.
- Что нового появилось в поликлинике из медицинской техники?
- Мы приобрели современный биохимический анализатор, новое оборудование для физиотерапевтического лечения, современный хирургический стол с автоматическим управлением – для перевязок и амбулаторных операций, которых мы делаем достаточно много. Купили новейшую стерилизационную установку, позволяющую сократить время стерилизации эндоскопа и тем самым увеличить количество пациентов, которое можно принять за смену. Приобрели аппарат ультразвуковой диагностики с полным комплектом датчиков, что позволяет проводить УЗИ сердца, сосудов шеи и головного мозга, которых в поликлинике раньше не делали. Все это расширяет наши возможности для оказания медицинской помощи населению.
В ближайших планах приобретение холтера - это такой прибор, который автоматически с определенным интервалом регистрирует ЭКГ. Пока нам приходится направлять пациентов на холтеровское мониторирование в диагностический центр, где их ставят в долгую-долгую очередь. Поэтому поставили цель приобрести холтер в поликлинику. Хотим также купить оборудование для грязелечения в отделение восстановительного лечения.
ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ СТАЛО ПРОЩЕ
- До недавнего времени, чтобы получить талончик на прием к врачу людям приходилось занимать «живую» очередь в регистратуру задолго до ее открытия. А сегодня у окошечек регистратуры тишь и благодать. Как вам это удалось?
- Начали с того, что нашу старшую медсестру, которая отвечает за работу регистратуры, отправили на семинар в Санкт-Петербург. Я абсолютно убеждена, что люди не должны, что называется «вариться в собственном соку», а должны выезжать на всевозможные конференции, семинары и т.п. за пределы края. Это хорошая возможность пообщаться с коллегами из других регионов, перенять у них что-то новое, а, вернувшись, внедрить это новшество у себя. Вот так родилась идея «электронной очереди», и мы начали шаг за шагом реализовывать ее. И на сегодняшний день наша поликлиника – единственная среди государственных лечебных учреждений края, где внедрена автоматизированная система управления очередью.
Поначалу, как только мы приобрели программно-аппаратный комплекс «Электронная очередь», было немало критики - и со стороны коллег, и стороны пациентов: мол, зачем вам это нужно, неужели вам некуда девать деньги и т.д. Но затем вся критика сошла на нет. И хотя система работает немногим более двух месяцев, изменения просто колоссальные. Нет такого столпотворения у окошек регистратуры, как было прежде.
- Как работает электронная очередь?
- Система включает в себя ряд электронных табло, установленных над окошечками регистратуры, и электронное устройство для выдачи номера очереди в зависимости от цели посещения. Пациент получает талон с указанием номера очереди и сидя в фойе на удобном диванчике, ожидает вызова к определенному окну. А, получив талон на прием, сразу следует в кабинет врача. Медицинскую карту врачу передают регистраторы. Вся процедура занимает около 15 минут. Чтобы люди без необходимости не стояли в регистратуру - если вопрос не связан с записью к врачу, ввели должность дежурного администратора. Он находится здесь же, в фойе, и может ответить на интересующий пациента вопрос. И, наконец, полностью укомплектовали регистратуру кадрами – до двух сотрудников на каждое окно, а телефон вынесли в отдельное помещение. Там сидит специальный сотрудник, который и отвечает на поступающие телефонные звонки.
ВРАЧИ ПОЛУЧАЮТ НАДБАВКУ К ЗАПЛАТЕ
- Профессия врача потеряла свой статус, привлекает к себе много негатива, а о нищенских заработках врачей впору слагать легенды. Но самое главное – нет обновления кадров. Выпускники медицинского ВУЗа не стремятся в практическое здравоохранение…
- Что касается «нищенских» заработков, то это уже в прошлом. Сегодня средняя заработная плата в нашем учреждении 43 тыс. рублей. Да, нам не хватает примерно половины врачей: на 28 участков всего 15 участковых терапевтов, хотя у многих лечебных учреждений ситуация еще хуже. Но, честно говоря, я не слишком об этом переживаю. Потому как дефицит кадров постепенно сокращается. Тенденция, когда от нас уходили доктора, причем не к нашим конкурентам, а вообще из практической медицины, уже пошла на спад. К нам начали возвращаться те, кто работал у нас прежде.
- А чем поликлиника может привлечь молодежь?
- У нас хорошо оборудованные рабочие места, мощная клиническо-диагностическая база. У нас прекрасно оснащен травмпункт, есть в наличии расходные материалы высокого качества. Нужно поднимать престиж врачебной профессии, в том числе и с помощью СМИ – чтобы молодежь шла работать в практическую медицину. В 2013 году наш коллектив пополнился шестью молодыми специалистами. С этого года молодые врачи дополнительно к зарплате получают 20 тыс. рублей, так что зар аботок молодого врача поликлиники – 32-38 тыс. рублей. Есть возможность бесплатно посещать семинары, которые проводят приезжие корифеи. Раз в пять лет врачи повышают свою квалификацию на базе ТГМУ, посылаем их на учебу в Хабаровск, Москву, Санкт-Петербург…
ПРОФИЛАКТИКА ВАЖНЕЕ ЛЕЧЕНИЯ
- Не парадокс ли: чем больше государство вкладывает в здравоохранение, тем больше люди болеют?
- Здоровье людей зависит не только от государственной политики в области здравоохранения, но и от каждого конкретного человека. Еще такие корифеи медицины, как Пирогов и Семашко говорили, что болезнь легче предупредить, чем лечить. На сегодняшний день мы идем к этому, хотя еще и мелкими шажками - через диспансеризацию, профилактические медосмотры, вакцинацию. Но основная задача – формирование у людей, особенно у детей и подростков, стремления к здоровому образу жизни. И здесь у меня есть такая задумка – создать на базе нашего отделения профилактики полноценный центр здоровья. Нам удалось отсудить у города помещение на Хабаровской, 5, где когда-то был филиал поликлиники. Вот туда мы и планируем перевести отделение профилактики. Чтобы человек мог прийти в центр здоровья, пройти там полное обследование с целью выявить заболевания на начальной стадии. А затем врач-терапевт сделает необходимые заключения и даст рекомендации по здоровому образу жизни.
- На врачей чаще жалуются, чем хвалят. Вы получаете какую-то благодарность за вашу работу от ваших пациентов?
- К сожалению, в средствах массовой информации медиков нередко ругают. Но мы получаем немало благодарностей в адрес медицинского коллектива поликлиники. И за это я благодарю наших пациентов. Вы нас оцениваете, вы цените нас, и мы всегда рады, когда говорят теплые слова. Да, есть недостатки в нашей работе, точно так же, как есть недостатки в каких-то других сферах, но, поверьте, что все, что от нас зависит, мы делаем. И я благодарю наших пациентов за взаимопонимание.